ДЛЯ ЧЕГО АБОРИГЕНАМ КРЮЧКИ И БУСЫ ?

Posted by Evgen A. Palamarchuck on March 08, 1999 at 12:37:30:

"Так Вам шашечки - или ехать ?" (из Одесских разговоров)

В данном сообщении приводятся результаты иследования, связаного со сравнительной оценкой двух бухгалтерских программ 1С и ФБП студентами специальности "Бухучет и аудит" финансово-учетного факультета Винницкого сельскохозяйственного института. Дискуссии по этой теме уже неоднократно велись коллегами, но как правило они касались узкопрофессиональных характеристик, доступных лишь "профи".

Здесь же речь пойдет о том, что думают по этому поводу потенциальные пользователи программ - студенты и я - их преподаватель.

Итак, некоторые стартовые данные.

Образование.

1 курс - 2 семестра Turbo Pascal

2 курс - 2 семестра - текстовые редакторы, Quattro, FoxPro (детально) с написанием несложного проекта в реляционных базах данных типа "Нефтебаза", "Склад" и т.д.

3 курс - 1 семестр ФБП "с пристрастием"с созданием проекта "настройка под конкретную бухгалтерскую задачу" с использованием всех основных функций.

4 курс - 1 семестр 1С лабораторный практикум по готовым настройкам (6 лаб.раб.).

1-3 курсы заканчиваются экзаменами с задачами в том числе.

После 2 и 3 курсов две месячные практики с созданием несложных проектов на Pascal, FoxPro, ФБП (по выбору) .

Если отбросить лекции, то все остальные занятия - лабораторные с обязательной индивидуальной работой на компьютере.

Техническая база. - Сеть Novel Netware, около 60 станций (486, К5, К6). Каждый студент имеет свой login и личный раздел не доступный остальным. Общее к-во пользователей - около 2000.

Состав - около 15% - ребята, 85% - девушки.

Как видно - ко второй половине 4-го курса студенты имеют неплохую базовую компьютерную подготовку и довольно солидный для этой специальности практический опыт работы и программирования.

ТЕСТ - проводился в виде специальной лабораторной работы во 2 семестре 4 (и 5 (это переходные, которые учились постарой программе)) курсов. Суть работы сводилась к повторению на ФБП операций в течение 4 часов, которые выполнялись на 1С в течение 24 часов и проведению сравнений параметров этих программ по предлагаемой анкете (см. ниже) с проставлением балльной оценки (2 часа). Главная цель работы - научить студентов правильно ориентироваться в подборе специализированного программного обеспечения и научиться грамотно выбирать критерии его оценки.

Несмотря на несинхронность защиты этих работ общие результаты уже ясны и поступающие материалы от моих ассистентов статистической картины существенно уже не меняют. Поэтому уже сейчас я позволю обобщить наблюдения по первым 18 работам.

Психология восприятия и запоминания

Первое знакомство с интерфейсом 1С на студентов производит потрясающее впечатление - типа раздачи аборигенам крючков и бус. Сильная рекламная подготовка плюс масса кнопочек, понятные бухгалтерской ментальности термины, табличное представление документов и кажущаяся легкость вселяет уверенность и оптимизм. ЖО с проводками воспринимается восторженно. Работа с мышью доставляет глубокое внутреннее удовлетворение и эта игра завораживает.

В свете этого не могу понять, однако на ФБП в Windows-версии предпочли работать буквально единицы студентов. Остальные предпочитают DOS-версию.

По мере выполнения заданий в 1С эйфория спадает и у некоторых переходит в недоумение. Особенно это характерно проявляется, когда необходимо получить результаты. Приходится осмысливать не совсем ясную систему настройки периодов, перерасчетов, точек актуальности. Тут начинаются воспоминания о "чутком" календаре ФБП.

Знакомство с конструкцией отчетных форм 1С т.ж. ассоциируется с наглядностью их создания в ФБП.

Студенты за год очень сильно забывают ФБП (первое, что они вспоминают - это дерево операций), но в то же время отлично помнят интерфейс 1С и его ЖО. Тут очевидно работает психология восприятия - яркие и доходчивые формы, кажущаяся простота работы. Человек легче запоминает в игре, а не концентрируясь.

Психология оценок

Даже выполнив за 4 часа на ФБП объем целого семестра практикума по 1С (24 часа), но еще не проведя сравнительную оценку, многие считают, что 1С превосходит по качествам ФБП !

Анализ показал, что студенты - потенциальные пользователи не в состоянии удовлетворительно сопоставить ПО. Прозрение наступает, когда они добираются к анализу критериев.

Студенты не могут четко сориентироваться, что важней для их будущей работы - занесение операций в ЖО или аналитическая работа от полученных результатов.

Студенты слабо ориентируются в технических характеристиках программ, особенно в тех, с которыми практически не сталкивались (см. анкету).

Студенты практически не оценивают стоимость установки, настройки и эксплуатации ПО. (Деньги не у меня в кармане - значит это не деньги).

Не столкнувшись практически, очень трудно сопоставлять быстродействие программ. Для студентов цифры о времени перерасчета в 10 сек и 10 мин. есть лишь просто РАЗНЫЕ цифры. Я как-то имел любопытный разговор с пользователем 1С-сетевой бухг., поставленной на выписку товаров под весьма мощными компьютерами. Он готов был убить разработчиков и за черепашьесть, блокировку доступа и потеряные фирмой деньги.

Довольно хорошо воспринимается студентами разница в работе сетевых версий. Тут все весьма однозначно.

Ответ "на вскидку" на вопрос "есть ли в программе аналитический учет, количественный, валютный" для 1С всегда имеет положительный ответ, а для ФБП - сгоряча можно получить и отрицательный ответ, хотя, подумав, студенты скажут, что таки есть, т.к. они это ранее делали сами.

Подумав и ответив на вопросы анкеты, многие приходят в растеряность относительно соотношения популярнояти и характеристик 1С. Для них это становится открытием.

--------------------------------------------------------------------------------------

Привожу фрагмент лаб. работы с вопросами, баллами и усредненными оценками студентов

(прошу прощения, но в переводе могут быть огрехи. В круглых скобках - шкала, через слэш - усредененные баллы 1С и ФБП соответственно).

На основании проведенных исследований, ответить на следующие вопросы в виде таблицы и подсчитать общую сумму баллов (учитывая знаки!), которые получает и или иная программа по Вашим исследованиям. В скобках указана максимальная оценка или формула для ее расчета.

Цена вопроса

"Бухгалтерия 1С"

(баллы)

"Финансы без проблем"

(баллы)

1. Всего

Комфортность работы с программой (эмоционально). (3) 2.29\2.29

Рациональность пользовательского интерфейса (сухо и профессионально). (3) 1.42\2.43.

Избыточность пользовательского интерфейса (сухо и профессионально). (-3) -2.14\-0.71

Выразительность пользовательского интерфейса. (3) 2.57\2.14

Наличие достаточной количества сопроводительных подсказок, окружающих те или иные режимы работы программ. (3) 2\3

Качество гипертекстовых подсказок (которые вызываются клавишей F1). (3) 2.57\2.06

Возможность замены раскладки расположения клавиш на клавиатуре. (2) 1.86\2.07

Наличие многоязыковых версий программ. (3) 1.86\3

Наглядность плана счетов. (3) 3\2.29

Возможность построения многоуровневой аналитики. (4) 3.64\2.07

Удобство методов занесения операций в журнал операций. (5) 4.86\2.64

Сравнить оперативность занасения операций в журнал операций. (5) 3.36\4.71

Выразительность ("читабельность") представления операций в журнале операций. (3) 2.86\2.86

Представление проводок в журнале операций. (3) 2.86\2.07

Методы разделения (селекции, фильтрации) записей в журнале операций. (3) 2.64\2.57

Возможность работы с многострочными документами (Сравнить характеристики для одно- и многопользовательских версий). (4) 2.85\1.57

Возможность работы "от документа" с записью проводок в журнал операций. (3) 2.86\0.14

Рациональность представления операций в журнале операций, созданных в результате работы с многострочными документами. (3) 1.76\2.5

Защищенность от ошибок при занесении операций. (5) 2.07\4.86

Защищенность от ошибок при коррекции настроек программы (типових операций, отчетных форм, документов ). (5) 2.86\4.5

Возможность работы при наличии синтаксичних ошибок в настройках или в проводках. (5) -2.36\-0.29

Возможность дальнейшей работы при наличии бухгалтерських ошибок типа отрицательного остатка на активних счетах. (3) 2\1.51

Возможность создание отчетных форм для получения информации про динамику проводок или событий, развернутых во времени (типа справок про движение денег по расчетному счету, справки про полученную по месяцам зароботную плату и т.д.). (3) 1.86\2.93

Возможность и оперативность анализа счетов (карточки счетов, оборотов, корреспонденций, оборотов по частям, по источникам оборотов). (5) 4\4.36

Оперативность установки отчетного периода. (2) 2\2

Его влияние на работу отчетных форм программ. (5) 3.57\4.92

Оперативность анализа счетов (карточки счетов, оборотов, корреспонденций, оборотов по частям, по источникам оборотов). (5) 4.29\3.57

Возможность и принципи ведення валютного учета. (3) 3\1.57

Возможность и принципи ведення количественного учета. (3) 3\2.07

Удобство хранения констант, валют, субконто и принципы ведения объектного учета. (3) 3\1.5

Доступность настройки типових операций пользователю (4). 2.41\3.57

Установка отчетного периода и его влияние на работу программи в целом. (3) 2.71\3

Оперативность перемещения (переключения) между журналом операций и "обороткой". (4) 2.21\3.43

Оперативность перемещения (переключения) между журналом операций и отчетной формой. (3) 2.57\3

Оперативность перемещения (переключения) между журналом операций и отчетной формой, прикрепленной к данной операции. (3) 2.57\2.5

Оперативность получения информации про проводки операции. (3) 3\2.64

Оперативность перемещения (переключения) между "обороткой" и ее корреспонденциями (3) 2.57\2.86

Оперативность перемещения (переключения) между корреспонденциями по счетам в "оборотке" и корреспонденциями по субсчетам. (3) 2.5\2.93

Скорость обсчетов (на примере расчетов оборотного баланса из 40-60 тыс. проводок). (5) 2.36\4.86

Надежность хранения данных. Оставляют ли в процессе работы программы откритыми файли данных ? (5) 2.43\4.76

Сколько раз (N) и в каких программах по вашему опыту возникали фатальные ошибки или данНЫЕ портились? (-N) -1.86\-0.57

Возможность печати журнала операций. (2) 2\2

Возможность печати типових операций. (2) 2\2

Возможность печати констант, субконто, настроек документов. (2) 2\2

Типи принтеров (N-типов), с какими работают программи. (N) 2.21\3.14

Сравнить скорость печати на матричному принтере. Оценить при этом оперативность получения слабых по полиграфии, но дешевых документов. (3) 1.21\2.01

Возможность использования объектов (напр. рисунков) в отчетных формах. (3) 3\0

Возможность запуска внешних программ из отчетных форм (например, кассових апаратов, билетопечатающих устройств, устройств управления бензоколонками и т.д.). (3) 0.21\2.57

Возможность експорта данных для архивации и хранения. (3) 2.36\0.64

Возможность импорта данных из архивов. (3) 2.14\0.64

Возможность експорта данных в иные программи (напр. в Exel). (3) 3\2.79

Возможность обмена даними с ClipBoard Windows. (1) 1\1

Возможность работы в сетевом варианте. (5) 5\5

Максимальное количество рабочих мест. (N/5) 3\5

Существование технологии "клиент-сервер" и ее влияние на защищенность данных от повреждения. (5) 2.57\4.57

Требования к техническим характеристикам компьютера для однопользовательских Windows-версий (высокие Pentium (>200 Mg) - 1, средние Pentium (75-166 Mg)- 3, низкие 486 (66-133 Mg) - 5). 1.5\4.14

Требования к техническим характеристикам компьютера для однопользовательских DOS-версий (высокие Pentium (>200 Mg) - 1, средние Pentium (75-166 Mg)- 3, низкие 486 (66-133 Mg) - 5). 1.64\2.86

Требования к техническим характеристикам рабочих станций и их влияние на скорость работы оператора. (высокие Pentium (>200 Mg) - 1, средние Pentium (75-166 Mg)- 3, низкие 486 (66-133 Mg) - 5, быстродействие несущественно (386 и нижче) - 9) 1.93\5

Зависимость быстродействия рабочих станций от пропускной способности сети (практически не зависит - 4, слабо зависит - 3, зависит только в некоторых случаях -2, зависит существенно - 1). 1.02\3.85

Возможность блокировки одного оператора другим (невозможно - 2, возможно - 1). 1.35\1.57

Для получения актуальных консолиидрованых результатов необходимо делать перерасчеты (нет - 1, да - 2). 1\2

Наличие версий программ для ОС Windows, DOS, Linux, Novel NetWare (каждаая ОС - 1 балл). 0.8\3.29

Возможность работы с сервером через Internet (2). 0.57\1.57

Стоимость программного обеспечения (для одногопользовательского варианта. (400/(Стоимость в у.е.)) 0.64\1.71

Стоимость программного обеспечения (для многопользовательского варианта) (1000/(Стоимость в у.е.)) 0.29\1.79

Стоимость настройки программ (для одногопользовательского варианта. (200/(Стоимость в у.е.)) 0.71\1.11

Стоимость настройки программ (для многопользовательских версий. (2000/(Стоимость в у.е.)) 0.29\3

Стоимость сопровождения программ (вызов специалиста без существенного вмешательства в программу). (20/(Стоимость в грн.)) 0.21\1.07

Возможность выполнения настройки программы пользователем средней квалификации. Помощь программ для поиска ошибок. (5) 0.14\3.64

Возможность создания (корректировки) отчетных форм пользователем средней квалификации. Доступность языка настроек. Наличие подсказок по языку настроек. Наглядность их представления в программах отчетных форм. (Кожен пункт - 1 бал). 0\2.86

Возможность самостоятельной настройки программы "с нуля" и основних отчетных форм (баланса предприятия, ведомостей, справок) для бухгалтерской работы пользователем средней квалификации. (3) 0.21\0.93

Наличие сетей технической поддержки программ. (3) 2.64\0.29

Итого : 138.8 (1С) 173.06 (ФБП)

---------------------------------------------------------------------------------------

Что делать ?

Нужен маркетинг. Грамотный. Профессиональный.

Нужные типовые настройки для болванов (Сказано грубо. Лучше - для "чайников"). Поставил, оно развернулось и вот тебе уже нечто готовое. Работай. Хочешь - зарплата. Хочешь- предприятие. Хочешь - торговля. Речь идет не о полноценной настройке, а о том, чтобы потенциальный пользователь почувствовал себя с программой уверенно. Человеком. Как в рекламе Tampax.

Нужна документация для того-же пользователя. Типа : "ФБП? - Да это же очень просто!".

Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz